Постимпрессионизм в живописи, представители, значение
Как следует из названия, постимпрессионизм представляет собой совокупность художников, которые, несмотря на разнообразие стилей и направлений, объединены единым взглядом на развитие живописи.
Дома с соломенными крышами на холме. Ван Гог
На формирование постимпрессионизма большое влияние оказал символизм, а также некоторые стили, сформированные в конце 19 века.
Постимпрессионизм отличается от других направлений изобразительного искусства особой тонкостью техники и колористики. В наибольшей степени эта специфика проявляется в работах Винсента Ван Гога и Поля Гогена.
Постимпрессионисты делают упор не столько на изображённые объекты, сколько на чувственное восприятие, способствующее формированию глубинной связи со зрителями
Реальность в обыденном её понимании в картинах постимпрессионистов отходит на второй план. Увлечение передачей чувств и настроений через искажение формы и игру цвета способствовало тому, что в работах постимпрессионистов появляется абстракция. Именно благодаря появлению абстрактного изображения постимпрессионизм вышел за рамки обычного импрессионизма и стал самостоятельным направлением в искусстве.
Выражение идеи обеспечивается не только специфической цветопередачей, но и оптическими эффектами, структурой объектов, порядком их расположения.
Основатели направления
Ранний постимпрессионизм начал развиваться с 1880 года, когда появились характерные работы Клода Моне. Этот стиль возник во Франции, здесь же он и получил своё наибольшее развитие. Жизнерадостный и необычный стиль живописи, характерный для постимпрессионистов прослеживается в работах таких художников, как:
Винсент Ван Гог (1853-1890) нидерландский художник – самый яркий представитель художественного направления, выражающего чувства и настроения, его работы оказали огромное влияние на живопись XX века. За десять лет художник написал 2100 картин, несмотря на это большинство критиков его не замечали. Годы нищеты и непризнанности, а так же неудачи на любовном фронте довели мастера до помешательсьва и в конечном итоге до самоубийства в возрасте 37 лет.
На сегодняшний день работы Ван Гога являются самыми дорогими, нарядоу с творениями Пабло Пикассо.
Ночное кафе
Башмаки
Дорога с кипарисом и звездой
Автопортрет 1889 г.
Церковь в Овере. 1890Поль Сезан (1839—1906) французский художник-постимпрессионист. Получил признание только к концу жизни. Сегодня картины мастера, которого при жизни игнорировали и даже высмеивали, украшают лучшие музеи мира и продаются на различных аукционах за огромные суммы денег.
«Мой метод — это ненависть к фантастическому образу. Я пишу только правду» Поль Сезанн
Натюрморт с яблоками и апельсинами
Большие купальщицы
Гора Сент-Виктуар (Гора святой Виктории)
Игроки в картыДжеймс Уистлер – один из немногих представителей американского постимпрессионизма, мастер живописного портрета в полный рост.
Аранжировка в сером и черном №1. Мать художника
У рояля
Симфония в белом № 1. Девушка в белом. Портрет Джоанны Хиффернан- Поль Гоген (1848 — 1903) французский художник, скульптор и график, известный своими картинами, изображающими жителей Таити.
«Единственный способ стать Богом—это поступать, как Он: творить».Поль Гоген
Всадники на побережье
День божества (Махана но натуа)
Что нового?
- Анри Матисс (1869–1954) – французский художник и скульптор, основавший фовизм.
Урок живописи
Танец
Радость жизни
Этот далеко не полный перечень самых ярких представителей постимпрессионизма даёт представление о популярности, востребованности и разнообразии направлений работ художников, писавших жизнерадостные картины.
Постимпрессионизм и его ответвления
Искусство – это проявление личности через созданные ею образы, ощущения, эмоции, восприятие мира во всех его проявлениях. По этой причине каждый художник в своих работах, даже если он придерживается какого-то общего направления, лишь в какой-то степени похож на других. Эта неповторимость личности, проявляющаяся в картинах, и создаёт целое дерево из веток стилей и направлений.
Из ствола дерева под названием «постимпрессионизм» выросли побеги, которые со временем разрослись в самостоятельные направления.
- Пуантилизм. Он основан на применении особых оптических эффектов, создающих зрительные иллюзии. Например, художники Синьяк и Сера формировали изображение очень маленькими мазками из чистых цветовых оттенков. В результате изображение формировалось не на полотне, а в голове зрителей.
- Направление Ван Гога. Стиль этого художника неповторим. Мир на его полотнах настолько своеобразен, что представляет собой самостоятельную ветку на дереве направлений импрессионизма. Вся энергия взаимодействия художника с окружающим его миром сконцентрирована в необычных цветовых оттенках и экспрессии мазка. В работах Ван Гога есть форма, но она не реальна, поскольку представляет собой проекцию чувств художника, а не срисовывание предмета с натуры.
- Постимпрессионизм в чистом виде. Ярким представителем этого чистого направления является Поль Сезанн. В его работах сплелись классический реализм и все отличительные признаки импрессионизма. Поль Сезанн тщательно формирует структуру пейзажа и натюрморта, однако классические традиции живописи дополняются экспрессией мазков и цвета.
- Скандинавский постимпрессионизм. Живопись, созданная художниками этого полуострова, со времён повсеместного распространения реализма выделялась на общем фоне своим жизнелюбием и преобладанием радостных оттенков в палитре. Не удивительно, что со временем здесь сформировалось особое направление живописи в стиле постмодернизма. Яркими представителями этого направления являются норвежцы Петер Крейер и Эдвард Мунк, а также датчанин Вильгельм Хаммерсхей.
- Синтетизм клуазонизм. Это направление можно описать по работам Поля Гогена – французского художника, который основал упрощённое, приближённое к примитивизму направление. Отличительными признаками его работ являются декоративные линии, необычные цветовые комбинации, присутствие эзотерики.
- Французские плакаты 19-20 веков. Несмотря на то, что плакаты не принято относить к живописи, плакатное направление во Франции разрабатывали профессиональные живописцы. В результате плакат и афиша стали особым жанром изобразительного искусства. Афиши писались Тулуз-Лотреком, Эдвардом Мунком, Жоржем Сера, Пьером Боннаром.
- Британские постимпрессионисты. К ним относится группа лондонских художников, которые изображали вполне реалистичные сценки городской жизни, но с использованием техники постимпрессионизма. В состав этой группы входили Спенсер Гор, Гарольд Гилман и т.д.
- Канадское направление. Иначе этих художников называют группой семи. Все они были пейзажистами, писавшими свои картины в необычной манере символизма. В их состав входили Эдвин Холгейт, Франклин Кармайкл, Лоурен Харрис, Том Томсон, Лионель Фицджеральд, Артур Лизмер.
Таким образом, постимпрессионизм, так же как и импрессионизм – это целое явление нового взгляда на искусство, мир и проявление действительности в искусстве. Он явился следствием становления нового мирового сообщества, в котором творческий человек обретал свободу самореализации, невзирая на стереотипы и традиции.