Что такое фреска. История. Как создаются фрески


Слово Фреска происходит от итал. Affresco – свежий. Это живопись на влажной, свежей штукатурке, одна из техник настенной живописи, противоположная росписи по сухому (итал. al secco, или a secco, — «по сухому»").
Технология фресок, как «по влажному», так и «по сухому» была тщательно исследована. Если принять технику фрески «по влажному» с использованием извести за стандарт, то далеко не все древние стенописи следует считать сугубо фресками. Это доказал в своей книге «Материалы и ремесла Древнего Египта» британский египтолог А. Лукас.
Египетская цивилизация в ранний период не знала извести. Использование извести началось примерно с IV века до н. э. во времена Птолемеев и было заимствовано у греков.


«Чудо со статиром»
(также «Чудо с динарием») — фреска итальянского живописца Мазаччо. Создана в 1425—1427 годах. Находится в часовне Бранкаччи церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции.

Известь была известна в Ассирии, Вавилонии, в Финикии. Смесь извести с размолотым в порошок кирпичом использовали для создания влагостойких замазок при создании акведуков или гидротехнических сооружений. Входила известь и в смесь с гипсом при штукатурке сооружений.

Высококачественные известковые смеси использовались в жилых и дворцовых постройках эгейской культуры, которые были грунтом для стенописей. Но даже их условно относят к фрескам как «по влажному».

Фрески Акротири, остров Санторин. Нац. археологический музей (Афины)

Есть значительные разногласия и со стенописями Древнего Рима, которые имеют значительные отличия от прославленных фресок эпохи итальянского Возрождения. По выводам Эрнста Бергера технология итальянских мастеров отличается от технологии древнеримской. Того же мнения придерживался и известный советский технолог Д. И. Киплик. По заключению технологов, не было единой стандартной техники фрески «по влажному». Но безусловно, что эта технология зародилась в глубинах античной культуры, и была распространена на всю территорию античной ойкумены.

Ойкуме́на — освоенная человечеством часть мира. Термин введён древнегреческим географом Гекатеем Милетским для обозначения известной грекам части Земли с центром в Элладе.

Различия в технологиях, однако, не стали помехой при создании стенописей высокой художественной ценности и в Древнем Египте, и на острове Крит, и в Древней Греции, о чем свидетельствуют археологические находки в соответствующих регионах.


Разновидности фресок

Существует более сухая (al secco) и более влажная (al fresco) технология написания фрески. Написание фресок al secco не является достаточно сложным процессом. Известковая вода и пигмент наносятся вместе, но повторное увлажнение штукатурки ведет к её порче.


Поклонения волхвов,
Каппадокия, 12 столетие

Секреты технологии древнеримских фресок


Исследователям до сих пор неизвестны все секреты технологии фресок в Помпеях. Внимание привлекают как их сохранность, так и яркие краски, богаче, чем цветовые гаммы греческих художников предыдущей эпохи. Лишь кое-что подсказали описания в сочинениях Плиния Старшего и Витрувия, кое-что — остатки горшков с красками, найденные в Помпеях. По предположениям, это комбинации темперы с энкаустикой.


Темпера (итал. Tempera - смешивать краски) — краски, приготовляемые на основе сухих порошковых минеральных пигментов и (или) их синтетических аналогов.


Енкаустика (греч. εγκαυστική) — техника рисования, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде.



Поверхность стены штукатурили, усерднее всего готовили верхний слой с мраморным или алебастровым порошком для блеска и укрепления штукатурки. Поверхность шлифовали, потом делали рисунок, который тщательно защищали слоем прозрачного воска с растительным маслом. Воск сплавляли с красками небольшими факелами, а затем дополнительно шлифовали чистым полотном.


Романские фрески Каталонии

В рамках романского стиля развивались монументальная живопись и скульптура. По художественным признакам искусство этого периода схематическое, условное. Для романской композиции характерны пространство, лишенное глубины, разномасштабные фигуры, резкие цветовые гаммы.

Апостолы из Оркау. 12 век. Национальный музей искусства Каталонии, Барселона.

Уникальные местные особенности имела фресковая живопись романской эпохи в Каталонии. Схематизм композиций каталонские мастера сочетают с геометрическими орнаментами, истоки которых в античном искусстве и в тщательно разработанных мозаиках Византии. Отсутствие ценных смальт в Каталонии компенсировали яркими красками.


Смальта — цветное непрозрачное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов, равно как и кусочки различной формы, полученные из него методом колки или резки.


На обогащение художественных образов работают как попытки воссоздать одеяния из ценных тканей, так и широкие, разноцветные полосы на фоне.


Сделаны первые попытки придать индивидуальные черты и образам святых, поданные с застывшими, вытаращенными глазами: но они уже различаются прическами, черными или седыми волосами. Наряду с безбородыми юношами — седые мужчины с «биографиями». Самых почитаемых святых сопровождают надписи (Апостол Варфоломей, евангелист Матфей, Св. Петр). По указанию атрибутов можно распознать почитаемых святых и без надписей (Апостола Петра изображен с ключами, которые тот получил от Христа).

Среди библейских персонажей — и серафимы с крыльями вместо тел, и жертвенные животные (бык, ягненок). Библейские сюжеты на фресках дополнены притчами (девы мудрые и неразумные), которые станут сюжетами для скульптурных композиций эпохи готики во Франции.


Остатки каталонских фресок были найдены в малых сакральных сооружениях в Пиренеях. В 1920-е годы их осторожно сняли со стен и перенесли в Барселону. В начале 21 века их экспонируют в отдельных залах на искусственно воссозданных архитектурных поверхностях, точно копируют первобытные романские формы в старых интерьерах.


Фрески европейского средневековья

Перуджино, Сикстинская часовня, "Христос передает ключи от рая Апостолу Петру».

На этапе раннего возрождения чрезвычайного распространение получил фресковая живопись. Большинство итальянских художников этого периода - именно фрескисты. Творчество некоторых из них мы знаем только благодаря фрескам. Реформы фресковой живописи, начатые Джотто, становятся школой для поколений итальянских художников.


Джотто ди Бондоне (1267 - 1337) — итальянский живописец. Один из предвестников эпохи Возрождения в сфере живописи. Его фрески на библейскую тематику считают шедеврами мирового искусства.



Монастыри соревнуются в приглашении на работы известных художников. Фрески-шедевры покрывают стены как старых, еще готических сооружений, так и новых и в провинциях, и в художественных центрах. Фресками украшали как церкви, так и дворцы, церковные и домашние часовни, общественно значимые сооружения, как фасады, так и интерьеры. Сюжеты — Ветхий Завет (Сотворение Адама), сцены жизни и страсти Христовы (Благовещение, Тайная вечеря, Поцелуй Иуды, Распятие, Оплакивание Христа), танец смерти, аллегории (Аллегория мудрого правления), мифические персонажи (Геракл, Сивиллы), батальные сцены («Победа императора Константина над Максенцием»), запечатление событий папского двора («Учреждение Ватиканской библиотеки папой Сикстом IV»), значимые события мелких герцогских дворов и тому подобное.


Наиболее значимые фресковые циклы:

  • Мазаччо (капелла Бранкаччи, "чудо с динарием", «изгнание из рая Адама и Евы", Флоренция)
  • Пинтуриккьо (фрески апартаментов Борджа, Ватикан)
  • Паоло Учелло ("Создание Адама", "Грехопадение", "История Ноя»)
  • Пизанелло ("Св. Георгий освобождает дочь царя Трапезунда", церковь Санта Анастасия, Верона)
  • Пьеро делла Франческа ("победа императора Константина над Максенцием", церковь Сан Франческо, Ареццо)
  • Фра Анжелико (Часовня папы Николая V, Ватикан)
  • Лука Синьорелли (Страшный суд, собор, Орвьето)
  • Андреа дель Кастаньо (Вилла Пандольфини, Ланьяйя)
  • Беноццо Гоццоли («Поклонение волхвов», часовня палаццо Медичи-Рикарди)
  • Филиппо Липпи (алтарная апсида, собор в Прато)
  • Алессо Бальдовинетти (часовня кардинала португальского, церковь Ман Миниато аль Монте, Флоренция)
  • Андреа Мантенья (Камера дельи Спози, дворец Гонзага, Мантуя, «Путь Св. Иакова к месту казни", церковь Эремитани, Падуя)
  • Доменико Гирляндайо («Рождение Девы Марии», «истребление младенцев по приказу царя Ирода", "встреча Марии и Елизаветы»)
  • Мелоццо да Форли ("Основание Ватиканской библиотеки папой Сикстом IV ", Ватиканская пинакотека)
  • Филиппино Липпи (часовня Строцци, церковь Санта-Мария Новелла, Флоренция)
  • Сандро Боттичелли (Сикстинская капелла, сцены из жизни Моисея)
  • Пьетро Перуджино (Сикстинская капелла, «Христос передает ключи от рая Апостолу Петру»)
  • Франческо дель Косса (фрески палаццо Скифанойя, «Зал месяцев", Феррара)
  • Браманте («Философы Гераклит и Демокрит», Пинакотека Брера)
  • Леонардо да Винчи (Тайная вечеря, Милан)

Фрески буддизма

Технику фрески знали и использовали и в Азии. Особенно известны фрески эпохи буддизма, сохранившиеся в Индии и Китае. Кроме религиозной тематики встречаются и светские изображения (росписи на стенах в Сигирии, Шри Ланка). А вот в Японии было создано и сохранено мало фресок.

Интересным образцом религиозных фресок есть изображение бога Ямы из пантеона индуизма. Он сидит в условном пространстве, руками и зубами удерживая колесо сансары. Фон колеса разбит на секторы-участки, которые художники использовали для изображений реальных и мифических. Здесь обычно находят сцены войны, когда растет количество смертей, сцены рая и мучения грешников в аду от огня, холода, сцены, где грешников наказывают многочисленные демоны. В центре три животного (буйвол, птица, змея), удерживающие друг друга за хвост-намек на оборот, повторение и течение времени.

Иногда картину дополняли изображением священной реки, которой тела покойники попадали в потусторонний мир, где их тела растворялись в стихиях. Поэтому отпадала необходимость в кладбищах. Сцены мирной жизни поселений и атакующие воины наиболее интересны, потому что рисованы из тогдашней реальности, хотя и с судьбой условности. Изображение перешло с фресок на образа и, как на православных иконах, походит от единого канонического образца, отличаясь лишь деталями.


+7 (499) 755 90 73
+7 (905) 743 75 85
info@art-plane.ru
Ежедневно с 9:00 до 21:00

Работаем в Москве,
Московской области и по всей России